Продукция Компания Клиентам Контакты Пресс-центр

Зима без реагентов - бесчеловечный эксперимент над петербуржцами

На круглом столе в редакции «Комсомольской правды» оценили эффективность новой технологии по уборке города, впервые обкатанной в этом году

Календарная зима давно закончилась. Но только не у чиновников - по их официальному графику весна наступит только после 15 апреля. Тогда они и подведут итоги ушедшего снежного сезона. Именно так сотрудники Комитета по благоустройству и Жилищного комитета объяснили свой отказ прийти на круглый стол «На дворе плюс - и это минус», состоявшийся в редакции «Комсомольской правды» 23 марта. Обсуждать, насколько успешно город пережил свою первую зиму без соли, пришлось без инициаторов эксперимента.

О ТРАВМАХ

Напомним, в Северной столице по какой-то причине решили отказаться от использования традиционного для нашего города реагента - хлористого натрия, в простонародье обычной соли. Ставку сделали на оперативную уборку улиц, а особо сложные места посыпали смесью песка и соли с минимальным содержанием последней.

По мнению Комитета по благоустройству, затея себя оправдала. Как аргумент чиновники приводят снижение общего количества ДТП и статистику обращений покалечившихся на улицах пешеходов: всего 980 человек за январь и февраль этого года, что на 10 процентов меньше, чем прошлой зимой.

Однако, по мнению экспертов, приводя эти цифры, сотрудники Комитета по благоустройству вводят в заблуждение и себя и жителей.

- Давайте ту же самую статистику по ДТП разберем подробнее. Действительно, в целом за два месяца аварий стало меньше на 19,5 процента. Но за счет чего снижение? Например, уменьшилось число наездов на пешеходов, число выпавших из автомобилей граждан. Как это связано с гололедом и качеством уборки дорог коммунальщиками? Зато по причине неудовлетворительного состояния дорог - есть такая строка в статистике аварий - рост аварий составил 75 процентов. Число погибших в ДТП увеличилось на 61,5 процента! - озвучил официальные данные ГИБДД по Петербургу и Ленобласти член экспертного совета Российского союза химиков, преподаватель Московского автодорожного института (МАДИ) Алексей Никитин.

В 317 авариях, случившихся из-за скользких дорог, погиб 21 человек, еще 397 получили травмы. Алексей Никитин уверен: это результат решения властей о переходе на новую технологию.

- За январь и февраль этого года из-за гололеда в городе на Неве получили травмы 980 человек. В Москве за всю зиму эта цифра приблизительно 1200. При этом в столице живут 16 миллионов человек, а в Петербурге всего 5. Но количество травм практически одинаковое, - подчеркнул специалист.

ОБ ЭКОЛОГИИ

На круглом столе затронули еще один популярный аргумент в пользу песка и соли: смесь якобы безопаснее для городской среды. Мол, она не разъедает обувь и не травмирует лапы животных.

- Класс опасности обычной соли, которую используют в Санкт-Петербурге, третий, это умеренно опасное вещество. Но на сегодняшний день есть более безопасные реагенты четвертого класса, - заметила Лилия Аликбаева.

В Мединституте имени Мечникова эти реагенты проверяли. Оказалось, они не вызывают ни аллергии, ни раздражающего действия.

- Кстати, на здоровье больше влияет смет - грязь с дороги. На 70 процентов это песок из песко-соляной смеси, «обогащенный» различными загрязнителями, - добавила гигиенист.

Лилия Аликбаева привела результаты еще одного исследования: дети, которые живут рядом с оживленными дорогами, гораздо чаще сверстников страдают от заболеваний дыхательных путей, аллергий, эндокринных заболеваний.

- Избавиться от этой напасти можно только при помощи влажной уборки, необходимо смывать смет водой и техническими моющими средствами. А также сокращать объемы использования песка, - объяснила Аликбаева.

Конечно, песко-соляная смесь гораздо дешевле, чем реагенты. Но и здесь есть подвох: изначально, еще до того как песком начнут посыпать дороги, он может содержать в себе избыточную концентрацию тяжелых металлов. Если подходить к делу со всей ответственностью и проверять материал на качество, то его цена взлетит.

О ЖАЛОБАХ

Чиновники уже отчитывались: впервые за всю историю к ним стали поступать не только жалобы на скверную уборку улиц, но и благодарности. А значит, раз все довольны, дорожники сработали оперативно и качественно.

- Когда хвалят работу дорожных служб, я всегда очень рад, - улыбнулся Алексей Никитин. - Но стоило бы разобраться, за что именно благодарность. За то, что ходить по тротуарам и ездить по дорогам комфортно и безопасно? Или за то, что город хорошо выглядит, белый и красивый?

Вопрос спорный. Тем более что, судя по опросу, проведенному среди жителей Петербурга консалтинговой компанией «Делойт», недовольных уборкой было все-таки большинство: качество чистки улиц горожане оценили на 2,88 балла из 5.

- Скажу как горожанин, а не как эксперт. Лично мне даже от машины до парадного было тяжело дойти из-за наледи, - призналась д.м.н., профессор, заведующая кафедрой общей и военной гигиены Мединститута имени Мечникова Лилия Аликбаева. - А своим пожилым родителям я советовала в иные дни вообще из дома не выходить. Слишком скользко.

Кстати, на жуткую ситуацию с тротуарами в культурной столице обращали внимание и гости города. Они уезжали в недоумении: неужели в мегаполисе нет ни средств, ни возможностей, чтобы привести в порядок хотя бы туристические маршруты?

О ЧУЖОМ ОПЫТЕ

Следующий эксперимент, который ждет Петербург, - дороги планируют посыпать гранитной крошкой.

- Не понимаю, почему обратили внимание именно на этот метод уборки, - говорит Алексей Никитин. - Масштабные испытания показали: гораздо лучше против гололеда работает мраморная крошка. Кроме того, даже в скандинавских странах гранит используют исключительно на трассах, содержащихся под снегом. Никто не посыпает щебнем лед и тем более чистый асфальт. Это бессмысленно. Во всех странах, где есть зима, с гололедом борются с помощью реагентов.

Специалист пояснил: гранит может фонить. Он сильно истирает асфальт и шины автомобилей, а это еще больше загрязняет воздух.

- Полигоном для испытаний гранита была Москва много лет назад. В итоге от щебня отказались: стали ломаться эскалаторы метро, забилась ливневая канализация. Неясно, почему у нас вдруг решили внедрять технологии, которые оказались плохими для столицы, - поддержала коллегу Лилия Аликбаева.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Погода виновата?

Говоря о качестве уборки улиц, чиновники кивают на капризы природы: мол, снега было очень много, да еще и ледяные ливни, и переходы температуры воздуха через ноль - все условия для образования гололеда. Специалисты недоумевают: если погодные условия были сложнее, то почему методы уборки в этом году были выбраны менее эффективные?

К тому же, зная количество спецтехники, вполне можно рассчитать, под силу ли в принципе очистить город от снега механически, не допустив коллапса.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

- Без использования реагентов зимой в городе невозможно создать комфортную для людей среду. Но необходимо понимать, что реагенты бывают разные: одни нужно использовать на дорогах с высоким трафиком, другие - во дворах, третьи - на технических территориях типа взлетных полос аэродромов, - сделала вывод Лилия Аликбаева.

- Этот опыт - жестокий эксперимент над городом и его жителями. Допустив такую ситуацию этой зимой, ответственные лица проявили халатность, в результате чего погибли люди, - резюмировал Алексей Никитин. - Нужно думать прежде всего о безопасности горожан. Нельзя принимать хаотичные решения. Необходимо разработать технологию уборки города и обязательно привлечь к этому вопросу экспертов - тех людей, которые действительно разбираются в проблеме.